«На улице меня теперь не узнают»: Как изменилась актриса, сыгравшая усатую жену Абдуллы в «Белом солнце пустыни»

В этом году исполняется 50 лет со дня ограниченной премьеры легендарного фильма «Белое солнце пустыни». Для многих актеров популярная картина Владимира Мотыля стала трамплином для успешной карьеры в кинематографе. Сейчас сложно найти тех людей, которые не знают, кто такие Сухов, Абдулла, Петруха или Верещагин. Все они вошли в историю как точное отражение национального колорита. Что и говорить о разноплановых ролях жен Абдуллы. Одной из самых запоминающихся среди них стала Зарина, которую сыграла петербургский инженер Алла Лименес. Ее усы до сих пор стоят перед глазами у многих. Для самой же Аллы Иосифовны это была первая и последняя роль в кино. Сейчас ей 73 года. Чтобы выяснить, что стало с Лименес спустя 50 лет, и как роль в известном фильме поменяла ее жизнь, мы отправились к Алле Иосифовне домой.
«Я НЕ ХОТЕЛА БЫТЬ АКТРИСОЙ И СЕЙЧАС НЕ ХОЧУ»
Алла Иосифовна живет в спальном районе Петербурга в старой пятиэтажке. Многие соседи даже не в курсе, что рядом с ними за неприметной железной дверью живет настоящая знаменитость. Все знают ее как Аллу - скромного инженера. Да и сама Лименес предпочитает не кичиться своими съемками в известном фильме.
- Я разве известный человек? – недоуменно встречает нас Алла Лименес. – Я знаю, что в этом году фильму 50 лет. И для меня это очень приятное воспоминание. Но тогда ведь никто не мог подумать, что этот фильм станет таким известным.

Алла Лименес в жизни выглядит иначе Фото: кадр из фильма
Алла Иосифовна после съемок в фильме не заболела звездной болезнью. Она не дает интервью и не ходит на съемки передач. Сейчас Алла Иосифовна выглядит как обычная миловидная дама, в которой сложно узнать ту суровую Зарину.
В кино Лименес попала в кино случайно. Она зашла в ленинградский Дом моды, посмотреть вещи. Там ее заметил помощник режиссера, который и пригласил поучаствовать в съемках. Поначалу девушка отказывалась. Но перспектива слетать в другие республики все-таки взяла свое.
- Я не актриса и не собиралась ей стать, - поясняет Алла. - Это был один из эпизодов моей жизни, дальше я этим не занималась. У меня совершенно другая профессия. У меня ведь нет актерских способностей. Нужно было себя перестроить. Сложно было согласиться на все это.
- Фильм как-то изменил вашу жизнь?
- Нет. Но это было необычно. Я была в Туркмении, в которой мало кто может побывать, даже если захочет. Но условия там были спартанские. Мы жили в офицерском общежитии, в казарме. Это было глубоко в пустыни. Маленький городок. А потом съемки проходили в Дагестане. Там уже жили в гостинице.
- Какой был самый запоминающий эпизод на съемках?
- Очень много было снято материалов, на две серии. Там в основном гарем с закрытыми лицами. Это просто не вошло в картину. Но фильм получился очень хорошим, поэтому это было сделано правильно. Ничего там выдающегося не было. Например, не вошел эпизод - еще один сон Сухова, когда он бросает всех жен в воду во время шторма.

В Алле Иосифовне не узнать ту суровую супругу АбдуллыФото: Артем КИЛЬКИН
- Были разговоры о продолжении фильма?
- Продолжения не будет. Сейчас это уже немножко поздновато. Для меня было бы сложно. Но я знаю, обсуждалось, что когда-нибудь мы сделаем продолжение. Но не получилось. Это было, когда еще Владимир Яковлевич Мотыль был жив.
- А в других фильмах вам не предлагали потом сниматься?
- Нет. Да и я в другом фильме не хочу. Я не актриса и не стремилась ею быть. Я не жалею, что не продолжила карьеру. Я все-таки инженер. У меня нет данных актрисы. Да, мне многие фильмы нравятся, но я не претендую ни на что из этого. У меня просто есть любимые советские фильмы. Например, «Неоконченная пьеса для механического пианино» Никиты Михалкова.
«УСЫ МНЕ БЫЛИ НЕПРИЯТНЫ, НО Я НЕ МОГЛА ВОЗРАЖАТЬ»
- А на улице вас узнают?
- Нет, вы бы тоже не узнали. Мы же были с закрытыми лицами. И пару эпизодов, когда лица были видны.
- Вы играли в фильме жену Абдуллы. А в жизни у вас появился муж?
- Мужа нет. Не появился. Это уже личный вопрос. Мне это неприятно.
- Многие вас в фильме запомнили по усам. Вы как к этому образу отнеслись?
- Мне это не очень нравилось. Но сопротивляться было нельзя. У нас были крохотные роли, а не главные. Нечего было оспаривать. Я только сказала, что мне больше нравится без усов. Там все жены были не похожи друг на друга. А усы - это было смешно, наверное.

Алла Лименес живет в спальном районе ПетербургаФото: Артем КИЛЬКИН
- Друзья потом шутили над вами?
- Нет, не шутили. У меня не было таких друзей, кого это могло затронуть.
- Вы знали, что режиссер вас еще озвучит мужским голосом?
- Нет, на съемках говорила я. Но режиссеру показалось, что это недостаточно смешно. Он озвучил меня позже. И я потом только в кино услышала этот голос. Неприятно было слышать, что из тебя идет такой голос. (смеется) А теперь я привыкла. Я вот иногда пересматриваю фильм. Вспоминаются моменты съемок.
- А сколько вы получили за съемки?
- Заплатили немного. Это меньше зарплаты обычного инженера. На этом уровне. У нас была просто зарплата и суточные.
- Вы с кем-то из актеров продолжаете общаться?
- Там была большая группа, с кем-то сложились приятельские отношения. С Татьяной Ткач, например. Они встречаются чаще: на съемках, на телевидении. Но я не соглашаюсь на участие. Эти передачи уже неинтересны. Повторяется все на протяжении 50 лет.
Крылатые фразы из фильма "Белое солнце пустыни".
ИСТОЧНИК KP.RU